- e-mail: info@vist-m.ru
- адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, 23к7
- Задать вопрос
Службы такси в 2019 году подвергаются реформам, неся извозчикам массу проблем. Упрощая обязательный предрейсовый (послерейсовый) осмотр, медорганизации предлагают разные формы обслуживания. Новые законы способствуют тому, чтобы водителю было выгоднее осуществить медосмотр, чем подделывать штампик врача.
Российские законодатели, в целях повышения безопасности на дорогах, и в частности, работы таксомоторов, ориентируются на Европу. Статистика свидетельствует, что одними из самых "опасных" видов транспорта являются маршрутки, автобусы и такси. Если общие показатели по ДТП снижаются, то по пассажирским перевозкам, наоборот, за прошлый год возросли на 25 %, поэтому государство постоянно усиливает контроль за исполнением требований, обеспечивающих безопасность пассажиров.
Как бы не возмущались водители такси, описывая трудности профессии, реформы будут внедряться, ограничивая их деятельность жесткими рамками законов. Штрафы за нарушения только увеличатся. Практически все сведения о деятельности перевозчиков вносятся в единую базу. Пока контроль осуществляется на региональном уровне, условия работы отличаются, но все идет к всеобщим европейским стандартам.
Это приведет к прозрачности работы транспортных организаций. Таксистов-нелегалов вытеснят с рынка, наказывая рублем. Поэтому легализация таксистов и работа в соответствии с требованиями законодательства РФ неизбежный процесс.
(требования 2019 года)
Чтобы легально работать в такси, то есть, перевозить пассажиров, водитель обязан приобрести лицензию, дающую такое право. Но прежде чем ее получить, необходимо трудоустройство в соответствующей транспортной организации, ООО или оформление ИП. В Москве этим вопросом занимается Департамент транспорта. В регионах – определенная для каждой области госорганизация. Документ выдается на срок не менее 5 лет (ФЗ № 69 ст. 9, п. 1).
Обратите внимание: Данные о выданной лицензии для осуществления перевозок пассажиров вносятся в госреестр (информация на сайтах обновляется в течение 5 дней). Иначе документ считается недействительным. Чтобы избавить себя от необоснованных штрафов, убедитесь, что обладаете легитимным правом работы в такси.
По требованию сотрудников ГИБДД, пассажиров, уполномоченных лиц, водитель обязан предъявлять лицензию таксиста. Кроме этого при себе, в салоне авто, необходимо иметь:
· водительское удостоверение (стаж водителя от 3-х лет);
· полис ОСАГО для таксиста (имеет отличия от обычного), при отсутствии или предъявления копии предусмотрен штраф, авто могут забрать на штрафстоянку;
· путевой лист с обязательными реквизитами, в том числе, отметкой механика и штампом медика о прохождении предрейсового осмотра;
· документ, подтверждающий право на управление данным ТС;
· техпаспорт (осмотр авто производится раз в полгода);
· дорожную карту;
· правила перевозки пассажиров;
· дополнительно для ИП: документы, подтверждающие предпринимательскую деятельность.
Кроме путевого листа перечисленные документы особых вопросов не вызывают. Его отсутствие грозит немалым штрафом ни только водителю, работающему в организации, но и частному предпринимателю.
Административная ответственность ИП приравнивается наказанию для юридического лица. Если за "утерю" путевки можно лишиться всего лишь 500 рублей, то отсутствие предрейсового осмотра влечет более существенные потери.
Путевой лист – это отчетный документ. Он необходим для ведения бухгалтерского учета в транспортных организациях: списания ГСМ, начисления налогов, зарплаты сотрудникам, снятия кассы. Кроме этого, отслеживается маршрут, показания одометра, прохождение предрейсового технического контроля авто и медицинского осмотра водителей, подтверждается деятельность по перевозкам пассажиров или грузов, целевое использование ТС.
Если для ИП отсутствует необходимость бухучета, то ответственность за безопасность людей остается. Поэтому обязательные реквизиты, такие как предрейсовый осмотр, должны присутствовать. Вопрос заключается только в том, кто должен оформлять путевой лист, как осуществить предрейсовый осмотр с минимальными затратами времени и денежных средств.
Если водитель работает на транспортную организацию, путевку выдает и оформляет она же. Работодатель обязан организовать проведение технического контроля ТС, предрейсового и послерейсового (обязательного для водителя такси) медицинского осмотра. Когда таксист работает на себя (ИП), бланки путевых листов можно купить или распечатать подходящий формат, скачав документ в интернете.
Предусмотренное законодательством ограничение срока действия путевки – не более 30 суток. Но это не значит, что предрейсовый медицинский осмотр продлевается на такое же время. Данное правило действует только на сам документ, когда водитель находится в командировке. Таксист обязан проходить предрейсовый осмотр ежедневно. Поэтому удобнее оформлять п/л на сутки, чтобы хватало места для отображения всех обязательных реквизитов, отметок, штампов и записей.
Примечание: Штампик медика действует сутки, но контролирующие органы обращают внимание на фактическое время, которое водитель находится за рулем. В целях безопасности пассажиров срок ограничивается до 10 – 12 часов, то есть, рабочей смены с отдыхом.
Большие транспортные организации, как правило, имеют в штате как личного медика с сертификатом на проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров водителей, так и механика (контролера, прошедшего специальное обучение). Такое предприятие, обладая статусом медучреждения (лицензию), вправе оказывать услуги сторонним лицам.
Малые таксопарки и ИП могут проходить предрейсовый контроль у них или заключать договор с медицинской лицензированной организацией и автомехаником, имеющим свидетельство контролера ТС. Нужные контакты своего региона можно найти в интернете.
Примите к сведению: Липовые штампики, которые используют для уклонения от обязательного предрейсового осмотра, влекут уголовное наказание. Если подлог откроется, сомнительная экономия, особенно при ДТП, обернется тяжелыми последствиями. Все медучреждения, имеющие лицензию, внесены в базу. Подлинность документов легко проверяется.
Медорганизации, оказывающие услуги по проведению предрейсовых осмотров, предоставляют возможности, которые значительно облегчают процедуру. Теперь водители могут проходить ежедневный медицинский контроль удаленно, а транспортные организации сэкономить время и средства, затрачиваемые на предрейсовый контроль.
Одним из критериев законной деятельности такси является путевой лист с обязательными реквизитами предрейсового осмотра. Документ свидетельствует, что на линию выехало исправное такси, водитель здоров и находится в адекватном состоянии, то есть, допущен к управлению ТС для перевозки пассажиров. Контроль со стороны врача и механика способствует снижению ДТП на дорогах. Так требует закон РФ, другой вопрос, – как это воплотить в реальности.
Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию. Как можно организовать предрейсовый осмотр:
1. Принять в штат механика, соответствующей квалификации и сертифицированного медика, оборудовать медкабинет, приобрести лицензию, дающую право на оказание услуг ни только своим водителям, но и лицам со стороны.
2. Заключить договора с компетентными организациями, осуществляющими предрейсовый (послерейсовый) осмотр, ездить к их месту работы (возить сотрудников) для получения необходимых отметок в путевом листе.
3. Организовать приезд специалистов, с которыми заключен договор, к месту стоянки ТС, дополнительно оплачивая время их присутствия на объекте.
4. Малые организации и ИП могут осуществить предрейсовый осмотр в крупной транспортной организации, имеющей соответствующую лицензию на оказание подобных услуг.
5. Водитель может пройти обучение и получить свидетельство контролера (выдается на 5 лет), тогда он имеет право осматривать авто и заполнять п/л от лица механика, но предрейсовый медицинский осмотр все равно придется где-то проходить.
Малым предприятиям и ИП осуществить предрейсовый контроль проблематичнее. Они вынуждены заключать договора с компетентными автомеханиками и лицензированными медучреждениями для проведения ежедневного предрейсового (послерейсового) осмотра. Ездить по этим организациям неудобно, оплачивать выезд специалистов к месту стоянки ТС – дорого. Поэтому водители часто прибегают к фальсификации обязательного контроля за техническим состоянием авто и здоровьем таксиста.
Вступление в силу закона об использовании телемедицинских технологий №242 (от 01.01.18), позволяет обеспечить удаленный предрейсовый осмотр на любом расстоянии от медкабинета, без непосредственного контакта с врачом. Это не только упрощает процесс предрейсового осмотра, но становится более выгодным способом следования требованиям российского законодательства.
Если с 2015 года удаленную форму медицинского предрейсового (послерейсового) осмотра внедряли как эксперимент, то благодаря закону (№242-ФЗ) об использовании телеметрических средств диагностики появилась возможность перехода на этот, более удобный и экономичный вариант всем желающим. Чтобы перейти на дистанционное обслуживание, нужно обратиться в медицинское учреждение, оказывающее данный вид услуг.
Важно: Прежде чем полностью перейти на дистанционное медицинское предрейсовое (послерейсовое) обслуживание, водители должны пройти очный осмотр врачом на предмет выявления хронических заболеваний, вредных привычек (алкоголь, наркотики), проблем психического характера и т. п. Таким образом составляется список лиц, входящих в группу риска, которые нуждаются в особом контроле (согласно внесенным изменениям ФЗ №242 в ст. 36.2 п. 4).
Для организации дистанционного предрейсового (послерейсового), предсменного (послесменного) медицинского осмотра водителей, в частности, такси, нужно:
1. Обеспечить транспортную организацию или ИП телеметрическим оборудованием, имеющим сертификат на использование модуля на территории РФ, и предназначенного для предрейсового осмотра.
2. Заключить договор на удаленную форму обслуживания с медучреждением, имеющим лицензию на оказание услуг предрейсовых осмотров.
3. Настроить оборудование, обучить водителей.
Подбирая оборудование, обращайте внимание на функционал телеметрической системы. Например, модуль типа "Страж-1" можно синхронизировать с мобильными приложениями, которые значительно расширят возможности прибора. Автоматизируется ни только процедура медицинского осмотра, но и полное формирование путевого листа с необходимыми реквизитами.
Медицинские организации, предлагая дистанционное предрейсовое (послерейсовое) обслуживание водителей опираются на законодательство РФ. Некоторые из них принимают непосредственное участие в разработке телеметрических модулей и внедряют мобильные программы, которые практически полностью автоматизируют процесс формирования путевых листов со всеми необходимыми реквизитами. Благодаря мобильным приложениям:
· время предрейсового контроля со стороны механика и медика сокращается в 5 раз, снижаются затраты на обеспечение осмотра;
· формируется п/л с обязательными атрибутами, отметками, штампом, заверенные электронными подписями контролера и врача;
· водитель получает п/л в электронном виде, если находится на расстоянии от диспетчерской службы или в бумажном, распечатанном, варианте, когда ему удобно посещение оператора, формирующего документ;
· инспектирующие организации (налоговая, трудовая, транспортная инспекция, службы безопасности и пр.) получат документ первичной отчетности, соответствующий нормативно-правовым актам российского законодательства.
Главное – удаленная форма предрейсового (послерейсового) осмотра имеет полное право на внедрение в транспортных организациях, частных компаниях и ИП. Одновременно с тем несет ряд преимуществ для лиц, на которых лежит обязанность организации медицинского и технического контроля, обеспечения безопасности на дорогах, снижения ДТП с участием водителей такси.
(послерейсового) осмотра
1. Доступность медика круглые сутки.
2. Сокращение времени на процедуру до 3-х минут.
3. Снижение стоимости предрейсового (послерейсового) осмотра в 3 – 5 раз.
4. Невозможность фальсификации, в том числе, времени осмотра.
5. Близость или дальность медучреждения не играет роли.
6. Отчетные документы формируются на нескольких носителях: как в электронном, так и в бумажном виде.
7. Информация о недопуске и причине отстранения водителя оперативно сообщается лицам, ответственным за корректировку рабочего графика таксистов.
8. Автоматически отслеживается динамика показателей здоровья водителя, предупреждая о серьезном заболевании.
9. Форма удаленного предрейсового (послерейсового) осмотра доступна как крупным таксопаркам, так и малым организациям или ИП.
10.Стоимость оборудования быстро окупается за счет снижения расходов на организацию проведения осмотров водителей.
Руководитель таксопарка или ИП переходя на дистанционное обслуживание предрейсового (послерейсового) осмотра водителей опирается на правовое обоснование законности медицинского (технического) контроля.
Так же и медучреждения, предлагающие удаленную форму пред- послерейсового осмотра, имеющие лицензию на оказание данного вида услуг, действуют согласно новым законам РФ.
Федеральным Законом №242 внесены изменения в ряд статей, касающихся дистанционной диагностики, использования телеметрического медоборудования, оказания услуг предрейсового осмотра. В ст. 94 формулировка оказание услуг медосмотра и медосвидетельствования заменена на оказание медпомощи.
В Федеральных законах №323 (от 21.11.11) и №965н (от 30.11.17) поясняется, что предрейсовый медосмотр относится к форме медицинской помощи. Это значит, что использование телеметрических комплексов, отвечающих российским нормативам, и дистанционный порядок диагностики водителей, в том числе, такси соответствует новым требованиям законов РФ.
Ошибаются водители, которые считают, что отсутствие путевого листа влечет минимальное наказание. Яко бы выгоднее его вовсе не предъявлять инспектору ГИБДД, и проходить предрейсовый осмотр вовсе не обязательно.
Такое отношение к требованиям законов безопасности движения на дорогах может обернуться не просто штрафом, превышающим 500 рублей. При отсутствии документа службы МАДИ вправе забрать ТС на штрафстоянку. Так же размер наказания зависит от статьи КоАП РФ, которую применит представитель ДПС.
КоАП |
Значение |
Физ. лицо |
Должностное |
Юридическое и ИП |
Ст. 11.32 |
Отсутствие в п/л штампа предрейсового осмотра |
1 – 1,5 тыс. |
2 – 3 тыс. р. |
30 – 50 тыс. р. |
Ст. 12.31.1 |
Нарушение требований медосмотра (ч. 2) Техосмотра ТС (ч. 3) Нарушение Правил (ч. 4) |
3 тыс. р.
3 тыс. р. 2 тыс. р. |
5 тыс. р.
5 тыс. р. 20 тыс. р. |
30 тыс. рублей
30 тыс. р. 100 тыс. р. |
Ст. 5.27.1 ч. 3 |
Отсутствие организации предрейсовых осмотров |
|
15 – 25 тыс. р. |
ИП: 15 – 25 тыс. Юр. л. 110 – 130 тыс. |
Примечание: Наказание может суммироваться по количеству водителей, работающих в автопарке. Тогда величина штрафа принесет миллионные убытки.
· отсутствие лицензии (ст.12.3 КоАП) – 5 тыс. р. (в Москве – 10 тыс.);
· отсутствие опознавательной символики такси – 3 тыс. (отправка ТС на штрафстоянку и снятие госномера);
· расчет с пассажиром без чека – 1 тыс. р.;
· незаконное использование опознавательных атрибутов такси – 5 тыс. р.
В зависимости от ситуации сумма штрафа может превысить 25 тыс. рублей. Если осуществляется частный извоз (ИП) без лицензии (ст. 14.1.2), то наказание возрастает в разы:
· водитель или должностное лицо – 50 тыс. р.;
· ИП – 100 тыс. р.;
· Юр. лицо – 400 тыс. р.
Примечание: Медик, нарушивший правила проведения осмотра, несет ответственность как должностное лицо.
· Пользуясь услугами агрегаторов, убедитесь, что обладаете лицензией таксиста с занесением данных в реестр своего региона.
· Оформляйте путевой лист, со всеми обязательными реквизитами.
· Имейте договора на предрейсовый (послерейсовый) осмотр, если работаете как ИП.
· Ищите удобный способ медосвидетельствования: обычный, удаленный, с использованием мобильных технологий.
·Помните, что подделка документов влечет уголовную ответственность.