- e-mail: info@vist-m.ru
- адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, 23к7
- Задать вопрос
Нюансы предрейсовых осмотров. Актуальная информация на 2023 год.
01 марта 2023 в действие вступил Приказ Минтранса № 390, после чего положения Приказа №368 стали неактуальными. В соответствии с новыми законами, в силу вводятся КЭП, аннулируются некоторые требования по оформлению журнала путевых листов, внедряются определенные правила, касающиеся оформления путевых листов. Однако в тексте документа были найдены некорректные данные, вследствие чего эксперты обратились за разъяснениями к юристам из «Москортранса», в Минздрав РФ и непосредственно в Минтранс.
12 п. Приказа Приказа Минтранса №390 от 28.12.2022 указывает на необходимость наличия отметки с фразой «предсменный просмотр прошел, к трудовым обязанностям допущен», если водитель успешно прошел медконтроль перед выходом в рейс. Компания организует предрейсовый просмотр, однако в отметке утверждается, что водитель прошел предсменный осмотр. Поэтому появляется недопонимание, какую формулировку следует использовать.
К тому же Приказ Минздрава России №835 от 15.12.2014 для такой же ситуации предусматривает указание о том, что водитель прошел предрейсовый осмотр. В соответствии с п. 16 Положения указанного Приказа, необходимо использовать такую формулировку: «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». В результате на сегодняшний день в российском законе есть две инструкции о том, как оформлять путевые листы, причем обе из них противоречат друг другу по смыслу.
Предполагается, что фактически данные формулировки не окажут особого значения. В то же время возможны и другие последствия: например, если допустить ошибочную формулировку, то в действие вступит ст. 12.31.1 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 2 и 3, если перевозка проводится с несоблюдением требований, относящихся к организации технических или медосмотров, то физическое лицо рискует столкнуться со штрафом в размере 3 000 ₽, должностное – 5 000 ₽, юридическое – 30 000 ₽.
Итак, если воспользоваться неправильной формулировкой, то есть вероятность получить штраф.
Указания, содержащиеся в ответе МАДИ, не вносят ясность. Прежде всего, необходимо придерживаться обновленных данных из Приказа №390. Одновременно нельзя нарушать требования 16 п. 1 Приложения Приказа №835.
В ответе от Минздрава предусмотрены рекомендации придерживаться ФЗ №323 от 21.11.2011 при медосмотре перед выходом в рейс. Однако в законодательстве отсутствует информация о том, что именно нужно указывать в путевом листе. Представитель Минздрава утверждает, что вопрос о том, как правильно оформлять путевые листы, направлен в Минтранс.
Минтранс предоставило ответ, позволяющий лишь частично определиться с данным вопросом. По рекомендациям представителя ведомства, необходимо проставлять отметку с содержанием «прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». В то же время не следует ссылаться на данный ответ как на полноценный правовой акт. Если со стороны уполномоченных органов к водителю и компании поступят запросы, то последние не смогут ссылаться на данный ответ, защищая себя. Помимо этого, в ответе Минтранса нет ничего, что бы разъяснило имеющиеся законодательные нестыковки.
В 2023 г. формы путевых листов для легковых транспортных средств остались прежними. Однако порядок их заполнения стал более сложным. Приказ Минтранса № 368 от 11.09.2020 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов» больше не действует.
Внимание! В соответствии с российским законодательством, послерейсовый техконтроль не проводится.
Внедрение нововведений в административный регламент оказания госуслуги «Выдача разрешения, переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области» получило подпись Первого замминистра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области А. В. Коротковой от 24.04.2020. Административный регламент оказания указанной госуслуги утвержден распоряжением Минтранспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 24.05.2019 №317-р. Рекомендуем изучить нововведения, затрагивающие данный регламент.
Получить QR-код можно исключительно в Минтранспорте и дорожной инфраструктуры. Данный QR-код – дубликат разрешения на ведение деятельности по багажной и пассажироперевозке легковым такси в пределах Московской области. Использование QR-кода установлено исключительно Правительством Московской области – соответствующего регламента в федеральных законах не предусмотрено. QR-код – приложение к разрешению. Он не требует проставления на путевых листах.
Есть и определенное нововведение, касающееся заполнения путевого листа в 2023 г. В соответствии с приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» потребуется указывать телефон компании, даже если это ИП или самозанятый. Все остальное заполняется так же, как и прежде.
Согласно случаям из судебной практики, не всегда новое – забытое старое. Закон об оформлении путевых листов 2017 г. предполагает ужесточенные требования. Для того чтобы не сталкиваться с судебными разбирательствами и со штрафами, необходимо понимать, какие реквизиты следует оставлять, а какие можно пропускать, с какими последствиями рискуют столкнуться транспортные компании при несоблюдении законодательных требований.
Приказ Минтранса России от 07.11.2017 № 476 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов»:
Ведение бухучета предполагает обязательное оформление путевого листа автотранспорта. Представители налоговых органов требуют его, поскольку он доказывает грамотный контроль и списание ГСМ в компании. Каждая транспортная компания и ИП должны правильно оформлять путевые листы. Если уполномоченные органы находят ошибки и неточности в оформлении путевого листа, то в списании средств будет отказано. Так, если компания потратила определенное количество тонн горючего, данный факт должен быть подтвержден путевыми листами или чеками.
Приказ Минтранса №152 от 18.09.08 содержит правила ведения путевых листов. Однако на текущий момент действие данного приказа аннулировано. С 2021 г. сроком на 7 лет вводился приказ Минтранса № 368 от 2020, а в текущем году его аннулировали. Законодательные требования основываются на Уставе автотранспорта, претерпевшего нововведения ст. 4 и ст. 5. Придерживаться его должны перевозчики, которые ввозят что-то и имеют соответствующий договор о поставках. Если перевозят купленную продукцию или доставляют директора компании на деловое мероприятие, то он не действует. Кажется, что иметь при себе путевой лист необязательно. представители Минфина и многие суды соглашаются с данным утверждением, однако есть один нюанс. Реквизиты путевого листа указывают на то, что документ должен быть у каждого водителя на работе, и цель поездки при этом не имеет значения. Не следует сокращать информацию, в противном случае в дальнейшем есть риск судиться и предоставлять доказательства того, являетесь ли вы транспортной компанией, есть ли у вас правовая возможность ездить без путевого листа. Рекомендуется оформить и применять данный документ в соответствии с рекомендациями Минтранса, чтобы обезопасить себя от возможных проблем.
ВАЖНО! Судебная практика содержит решения, которые поддерживают действия налоговиков. Если в путевом листе уполномоченные лица обнаруживают отсутствие тех или иных реквизитов, то компании в списании расходов будет отказано по причине того, что документ нарушает правила, указанные в приказе Минтранса №152.
Придерживайтесь рекомендаций Госкомстата № 78
Одновременно с Приказом №152 от Минтранса по-прежнему действует Постановление Госкомстата №78 с формами путевых листов для различных видов автотранспорта. В то же время данные документы скорее формальные: можно иметь бланки их образца, однако это необязательно. потребуется дополнить их форму графами в соответствии с требованиями Минтранса. Не существует правовых актов, которые бы предоставили Госкомстату право создавать образцы путевых листов. Однако практика демонстрирует, что ФНС не желает отказываться от старых постановлений. В некоторых случаях путевые листы отклоняются только по той причине, что они нарушают требования Госкомстата. Судебные органы защищают права налогоплательщиков, в результате чего обвинения снимаются, но все же такие случаи имеют место.
В соответствии с Законом №152, указывать маршрут не нужно, что отличает его от Постановления №78. Этот пункт отличает требования к реквизитам путевого листа. В соответствии с обновленными правилами, нужно только иметь при себе данные одометра, который фиксирует даты выезда на линию и возвращения на место. До того, как Закон №152 вступил в действие, представители налоговых органов и Минфин разъясняли, что по путевому листу без указанного маршрута списание расходов не проводится. Когда появился обновленный приказ, подобные пояснения исчезли, однако есть один нюанс. В соответствии с практикой арбитражных судов, ряд уполномоченных органов обращают внимание на то, что маршрут не указан, и некоторые суды идут им навстречу. Арбитражный суд указывает, что при отсутствии маршрута нет возможности установить, относилась ли поездка к категории служебных, что помогло бы подтвердить расходы. Суды, которые вступают в противоречие с данным положением, заостряют внимание на том, что если Минтранс не говорит, что маршрут – неотъемлемый реквизит, то компания вправе его не указывать. Компания сама решает, нужно ли указывать маршрут. Но именно ей придется нести ответственность, если выяснится недобросовестность водителей.
Внимание! В путевом листе рекомендуется указывать как минимум конечные точки маршрута, если они есть. В результате вы обезопасите себя от возможных споров с налоговыми органами. Срок выдачи путевого листа
В соответствии с Законом Минтранса №152, максимальный срок действия любого путевого листа – до 30 дней. Необходимо помнить о бухучете ГСМ в конце каждого месяца. Для предотвращения путаницы следует закрывать путевые листы последним днем третьей декады. Рассмотрим такой случай: Тимофеев получил путевой лист 15 числа, и 15 числа следующего месяца он обязан его сдать. Время оформления отчета – середина указанного срока. Поэтому нужно забрать путевой лист, указать в отчете показания и вновь отвезти документ водителю. И для водителя, и для бухгалтера это осложняет работу. Рекомендуется сократить срок действия путевого листа, закрывая его последним числом месяца.
Если водитель отправляется в продолжительную командировку, то указанный порядок к нему не относится. Нет возможности ограничить срок действия путевого листа последним числом месяца. Отчетность по ГСМ проводится после сдачи водителем путевого листа в день его возращения из командировки. А если на одном автотранспорте по сменам работают разные водители, то каждый из них получает отдельный путевой лист в соответствии с п. 11 данного Закона.
Однако оптимальный вариант – выдача путевого листа на одну рабочую смену. В этом случае вести отчетность намного удобнее, как и проставлять отметки предрейсового медосмотра.
Документ оформлен на основе указаний Минтранса и других требований уполномоченных органов. Регистрация собственного образца доказывает, что он соответствует законодательным нормам и требованиям. Компании могут добавлять в путевые листы отдельные таблицы и графы для внутриорганизационного учета. Можно воспользоваться версией Госкомстата – Типовая Межотраслевая, тип №3, утверждена 28.11.97г. №78. Она дополняется отсутствующими реквизитами Минтранса. Можно воспользоваться формой от Роскомстата №3 Постановление №78, указав в ней отсутствующие реквизиты.
Получить бланки можно двумя способами – самостоятельно их создать или воспользоваться старым образцом Госкомстата, указав отсутствующие реквизиты. Поэтому есть разные формы путевых листов, так как единый стандарт не предусмотрен. В то же время выдвигаются одинаковые требования к реквизитам, которые должны быть в путевом листе в обязательном порядке.
Обновленная форма водительского путевого листа должна содержать минимум четыре блока.
Первый блок:
Указывать данную информацию можно вручную или в печатном виде.
Внимание! С 29.11.21 вступил в действие Закон Минтранса №390, упраздняющий обязательное проставление штампа во главе путевого листа. Информацию не нужно заверять печатью. Однако необходимо указывать телефон компании.
Второй блок:
Содержит данные о прохождении водителем пред/послерейсового медосмотра в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения № 835н, который действует с 01.05.15. Если не заполнять этот блок, то компания рискует столкнуться с ответственностью. Водитель получает путевой лист од медосмотра. Выполнять данное указание должны компании и ИП, даже если сам владелец использует свой собственный автотранспорт. Если не указывать эти сведения, то документ не является действительным. Представители налоговых органов откажут в списании средств по неправильно оформленному путевому листу. При выявлении данного факта сотрудником ГИБДД компания в соответствии с ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ получит штраф в размере 30 000 ₽, а водитель – в размере 3 000 ₽. Директор же будет оштрафован на 5 000 ₽.
Внимание! Указанное правило относится ко всем работающим водителям, занятым в сфере пассажирских и грузоперевозок. Однако скорая помощь, пожарная, полиция и МЧС вправе не соблюдать это требование. Они проводят предсменный медосмотр.
Третий блок содержит такие сведения:
Данные изменения соответствуют обновленному закону Минтранса №152.
Важно! Если в собственности компании – до 100 единиц автотранспорта, то ей необязательно иметь в штате сотрудника, оценивающего техническое состояние автотранспорта. Для этого она вправе обратиться в уполномоченные сервисные центры.
Четвертый блок – это таблица для различных записей об использовании транспорта. Информацию необходимо записывать вручную, поскольку заблаговременно нет возможности указать время выезда и приезда. Также нельзя обозначить фактический маршрут или срок, в течение которого путевой лист будет действовать.
В прошлом показания одометра указывались механиком или диспетчером компании, однако сегодня это необязательно. не все компании имею в штате специалистов, которые занимают данные должности. Выбор того, кто будет проставлять отметки в таблице, зависит от разновидности перевозок. Так, если транспорт выезжает под управлением одного водителя, после чего его сменяет другой, который и возвращает автомобиль на место, то изначально показания одометра указывает первый водитель, а затем – второй.
Правила по заполнению дат и времени устанавливают руководители предприятия. Они могут прописывать данные сами, нанимать для этих целей работников, доверять делать отметки водителям. Кто-то может удалить графы вовсе, не требуя отчета о времени поездок. Но…
Учтите: Налоговые органы смотрят на эти данные по-иному. Придерживаясь старых правил, отсутствие показаний одометра и времени, проведенного в пути, может оказать негативное влияние на отказ в целях налогообложения по прибыли и расходам.
Задание
Если закон не требует, можно игнорировать эту графу. Но иногда создается впечатление, что у налогоплательщика одни правила, а у ФНС – другие. Для них это лишний повод проявить бдительность. Окончательное решение ложится на руководителей: заполнять или не заполнять. С другой стороны, это контроль над работниками. С них можно спросить, почему оказались вдалеке от маршрута. Какова цель поездки и т. п. Даже краткое обозначение задания, лишит проверяющих повода придраться.
Маршрут
Конечные пункты назначения прописывались всегда. Сейчас выбор предоставлен организациям. Хотите прописывайте, не хотите – не прописывайте. В судебной практике есть решения как за обязательное указание маршрута, так и его отсутствие. Чаще всего этот пункт не обременителен, его прописывают, так как на основании расчета пройденного расстояния списывается ГСМ.
Если же служебный автомобиль не имеет четкого маршрута, выезжает на линию с разными поручениями, то лучше указать хотя бы основные пункты назначения и желательно избегать общих формулировок (по городу). Налоговикам надо предъявлять обоснованные сведения о пройденном расстоянии и списании горючего. Даже такая мелочь может стать поводом оспаривать сведения первичного отчетного документа в суде.
Существует мнение: Если есть возможность подтвердить маршрут иным способом, например, данными навигационной системы Глонасс или JPS то п/л можно не вести совсем. Умы смутило Письмо Минфина №03-03-06/1 ДО 354 2011 г. Но в письме финансисты лишь обращают внимание на то, что первичный документ, подтверждающий расходы на ГСМ, это не всегда путевой лист по форме, утвержденной Приказом Минтранса.
Если руководствоваться этим Приказом вы не обязаны, то можете разработать первичку самостоятельно. При использовании таких документов допускается прилагать данные о перемещении транспорта с устройств Глонасс, JPS и др. для того, чтобы достоверно определить пройденный путь. Примите к сведению: Если хотите подтвердить расходы для целей налогообложения, первичный документ оформлять обязательно. Данные Глобальной Спутниковой Системы Глонасс не являются безусловным доказательством. Из этого исходят и суды.
Как такового строгого предписания по порядку выдачи и учета движения п/л нет. Предрейсовые осмотры проводятся на осовании ФЗ.Различные формы собственности, количество автотранспорта, ограниченный штат сотрудников диктуют свой способ выдачи и контроля за движением документов. Путевки может выдавать любой сотрудник, которому поручили этим заниматься. В крупных транспортных организациях вводят должность диспетчера. В других – это может взять на себя бухгалтер или сам директор компании.